При ДТП материалы дела могут передавать сразу в суд

  • Печать
  • E-mail

rf-gd

Новый законопроект, внесенный в Госдуму, предлагает напрямую передавать судье дела по дорожным авариям.
Как полагают авторы документа, сегодня в некоторых случаях судья бессилен. Например, он не может рассмотреть дело, которое ему не принесут.

Допустим, кто-то попался на встречной полосе. Это опасное нарушение правил, и человека надо наказать. Но пока из автоинспекции не поступит дело, дела вроде как и нет. В смысле - для суда нет.

Авторы проекта полагают, что так создается коррупционно опасное положение. А вдруг ГАИ не передаст дело? Тогда водитель-нарушитель останется вроде как чист перед законом.

Поэтому внесенный в Госдуму законопроект предлагает норму, что дела об административных нарушениях, предусмотренных КоАП, смогут рассматриваться в суде без их передачи органом или должностным лицом.

Под рассмотрение судьи сейчас попадают статьи кодекса, касающиеся регистрационных знаков, вождения неисправного транспортного средства, вождения в пьяном виде, переезда через железнодорожные пути. Также водителям грозит суд при выезде на встречную полосу, при отказе пройти тест на алкоголь и при нанесении вреда здоровью потерпевшего.

По словам автора законопроекта, доктора юридических наук Дениса Вороненкова, сейчас водитель, нанесший средний вред здоровью потерпевшего, на совершенно законных основаниях избегает даже возможности серьезного наказания и отделывается административным штрафом. Получается, ГАИ само решает - наказать человека поменьше, штрафом, или отдать дело судье, в чьих руках более строгие наказания: лишение прав и даже административный арест. И никаких рычагов правового влияния у потерпевшего нет.

Формально - последнее слово за судьей. Но получается вроде - как решат в ГАИ, так и будет. В пояснительной записке говорится, что предлагаемые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях позволят создать необходимые эффективные правовые механизмы судебного контроля и осуществлять своевременное реагирование и устранение нарушений в указанной сфере, а также обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов граждан.

Доцент кафедры административного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук Элина Андрюхина высказала в беседе с корреспондентов "РГ" обратное мнение. По ее словам, как юриста, данный законопроект непродуктивен, потому как вопросы по данным делам и так решаются исключительно в суде.

За 10 лет существования КоАП в него было внесено более 380 поправок, а взятки как давали, так и дают. Здесь дело уже в порядочности людей, а не в законах, полагает юрист. Да и во взяточничестве замешаны как те, кто знает права, так и те, кто не знает. Вот только незнание прав не освобождает от ответственности.

В ГИБДД могут лишь наложить штраф, все остальные вопросы инспекция обязана передавать в суд. А в целях борьбы с коррупционной составляющей куда лучше было бы просто ужесточить контроль.

Некоторые правоведы обсуждали идею вовсе отдать все дела по авариям на усмотрение суда. В теории выглядит красиво: перед судебным барьером все равны, и пусть ГАИ расскажет и докажет, как водитель обгонял, как подрезал. Казалось бы, лучшей защиты прав человека за рулем и не придумать. Но жизнь гораздо сложнее.

По словам экспертов, суды просто задохнутся, если заставить их рассматривать дела по каждой царапине на дороге. К тому же и сейчас дела о водительских нарушениях в судах проходят, как рассказывают эксперты, без лишних споров. Мол, пришел, увидел, получил. В смысле - получил наказание.

Причина еще в том, что процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях детально не прописана. Такие процессы, да простят нас правоведы, проходят, можно сказать, в облегченной форме. Какие доказательства принимать, какие нет, что учитывать, кому когда давать слово, - детально не расписано. У нас есть Уголовно-процессуальный кодекс, есть Гражданский процессуальный, есть Арбитражный процессуальный. А вот административного процессуального нет.

Не так давно в беседе с корреспондентом "РГ" известный российский правовед, доктор юридических наук, член-корреспондент РАН Сергей Алексеев заявил, что нам необходимо принять такой процессуальный кодекс. Принятие процедуры могло бы в таких делах стать лучшей антикоррупционной мерой.

Любопытно, что пока в подобных делах у водителей есть небольшая возможность избежать наказания, даже если они полностью неправы. Спасти их может техническая ошибка судьи или правоохранителей. Вот конкретный пример из практики Верховного суда России: в Забайкальском крае водитель Ю. выехал на встречную полосу и попался на глаза инспектору ГАИ. Дальше - все как полагается: протокол и суд.

Мировой судья оштрафовал водителя на 5 тысяч рублей. Хилокский районный суд Забайкальского края оставил это решение без изменений. Забайкальский областной суд тоже не заметил подвоха. И только в Верховном суде страны обратили внимание, что штрафовать человека на встречке можно, только если лихой выезд засекли автоматические видеокамеры. В остальных случаях без вариантов - лишение прав. Люди в мантиях ошиблись при выборе наказания. Верховный суд страны отменил все постановления. Однако, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности вышел, дело было закрыто. И деньги целы, и права. Но это, конечно, не повод расслабляться. От встречной полосы в любом случае лучше держаться подальше • Источник: rg.ru

 

Это содержимое было заблокировано. Вы больше не можете размещать комментарии.

osago logo

Депутатский законопроект позволит страховщикам предлагать каждому участнику дорожного движения индивидуальный тариф ОСАГО, с учётом нарушений водителем ПДД.

Подробнее ...

honda logo

Они выходят в продажу на внутреннем рынке, где седан появился совсем недавно после перерыва. В составе линейки — элементы для доработки внешности автомобиля и улучшения функциональности салона.

Подробнее ...

rf fl

Премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании со своими заместителями сообщил, что подписал постановление об изменении правил дорожного движения, которым вводится термин «опасное вождение».

Подробнее ...

mazda sm

Автомобиль получил дополнительные системы активной безопасности, обновления в интерьере, ещё один цвет кузова, а также некоторые изменения в настройках вариатора, что позволило повысить экономичность.

Подробнее ...

svet sec

Центр организации дорожного движения Москвы считает неудачным эксперимент по установке на перекрестках знаков, разрешающих повернуть направо на "красный" сигнал светофора. Об этом "РГ" сообщил замруководителя ЦОДД Александр Поляков. Это не означает, что эксперимент в столице отменяется - решения об этом не принималось, даже более того - как уже сообщала "РГ", правый поворот на "красный" могут разрешить по всей России.

Подробнее ...